Председатель секции карельской лайки Московского общества охотников и рыболовов, известный российский селекционер-кинолог и ученый Лариса Гибит направила письмо в Министерство сельского хозяйства России, где обращает внимание исполнительной власти на недопустимость практики переименования в стране и за рубежом породы «карело-финская лайка» («карельская лайка») в породу «финский шпиц».
В письме приводятся результаты независимого экспертного обследования 36 особей карело-финских лаек. Они однозначно свидетельствуют о том, что финский шпиц (в Финляндии он называется suomenpystykorva, в переводе финская лайка-«стоячие уши») и карело-финская лайка — в принципе разные породы. Состоялось обсуждение данной темы в министерстве.
Несколько лет назад Российской кинологической федерацией (председатель А.Иншаков) и финским отделением международного кинологического союза «Кэннел клаб» было заключено соглашение о том, что карельские лайки обязательно должны официально именоваться в кинологических документах как «финский шпиц», иначе купля-продажа и участие в выставках невозможны.
По общему мнению карельских и московских охотников-собаководов карело-финских лаек, данное решение было принято келейно, без обсуждения — в Карелии, например, о нем до последнего времени никто не был оповещен. Соглашение РКФ с «Кэннел клаб» не только отступление от политики защиты российских интересов ради лоббирования финской породы в России и за рубежом, но и просто неправомерная акция: еще в 1993 году Департамент по селекционной работе Минсельхоза России зарегистрировал карельско-финскую лайку в Государственном реестре селекционных достижений.
В беседе с корреспондентом «Республики» председатель секции лаек КРОО охотников и рыболовов Илья Кузнецов заявил:
«Очень хорошо, что мы получили поддержку на российском уровне, а также поддержку нашего республиканского Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства. Информация в интернет-журнале «Республика» о выступлении охотников Карелии в защиту бренда карельской лайки размещена на российском сайте ohota.ru и активно обсуждается. Ведь до чего дошло: мало того, что в Финляндии и Европе карельскую лайку как бы «отменили». В Екатеринбурге, например, уже в местном кинологическом клубе документы принимают только на финского шпица, даже если это породистая карело-финская лайка с родословной.
Здесь надо понимать, что Финляндия стремится активно продвигать, лоббировать в мире и у нас в стране свое национальное достояние, в том числе через российские клубы финских шпицев, создавать на них моду. Однако в то же время финские охотники сами очень заинтересованы в приобретении именно карельских «рабочих» лаек с их отличными охотничьими качествами и стараются вязать их со своими.
Ведь такая собака — это не только экстерьер, а охотничья генетика, родословная ее родителей, отличившихся на охоте и получивших медали на соревнованиях, хорошие результаты всех предков селекционной линии. Без родословной, а также обучения, воспитания, практики в лесу лайка лишь «мягкая игрушка», экспонат выставочных шоу с одними только природными инстинктами.
Кстати, относительно выставок. Мы выступили с инициативой о проведении в июне 2014 года в Петрозаводске III всероссийской выставки карельских лаек. Думаю, что там можно отвести отдельный круг и для финских шпицев — тогда вопрос о том, разные ли это породы, отпадет окончательно.
Нужно всячески отстаивать наш бренд. А то, извините, получится, как с эпосом «Калевала» — в Финляндии его именуют финским эпосом, хотя материал для его создания собирался в Карелии...»